Сертификация спортивных сооружений (CC)
Сертификация объектов спорта осуществляется по инициативе заявителей - организаций или индивидуальных предпринимателей на соответствие требованиям заявленных нормативных и технических документов.
Добровольную сертификацию услуг (работ) проводят органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке, в пределах их области аккредитации. Органами по сертификации могут быть юридические лица, уставной деятельность, которых, предусмотрены виды деятельности "сертификация продукции и услуг", а также "технические испытания".
Уполномочивание органа по сертификации осуществляется посредством выдачи организацией, зарегистрировавшей в Росстандарте Систему добровольной сертификации спортивных сооружений, Аттестата аккредитации органа по сертификации объектов спорта с приложением перечня (область аккредитации) спортсооружений на которые орган по сертификации может выдавать сертификаты соответствия.
Сертификация подразумевает подтверждение соответствия объекта сертификации документам в области по стандартизации.
Порядок проведения сертификации объектов спорта (спортивных сооружений, помещений, площадок)
Сертификация объектов спорта включает:
- подачу заявителем заявки на сертификацию;
- рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем;
- принятие решения по заявке;
- оценка соответствия (анализ состояния и размеров объекта спорта, оборудования инвентаря, трибун, соответствие разметки, характеристики покрытия, анализ технической документации, протоколов измерений (испытаний) и т.д.;
- классификацию объекта спорта;
- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
- выдача сертификата соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированными услугами.
При сертификации услуг могут быть использованы другие документы, подтверждающие соответствие услуг установленным требованиям:
- результаты экспертных оценок;
- договоры исполнителя услуг с потребителем и поставщиками;
- акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью услуг и общественных объединений потребителей.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).
Для инициирования процедуры сертификации Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации спортивных сооружений с комплектом документов (свидетельство о праве собственности, акт приема объекта спорта в эксплуатацию или акт передачи объекта спорта, технический проект, описание, технические условия, перечень спортивного оборудования, находящегося на объекте спорта, заключения государственных надзорных органов, сертификаты соответствия, паспорта на спортивное оборудование, инвентарь, спортивное покрытие и др.). Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации заявленного спортивного объекта.
Орган по сертификации при рассмотрении заявки определяет нормативные документы и (или) требования, на соответствие которым будет проводиться сертификация; запрашивает у заявителя при необходимости дополнительные сведения.
Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо не проведении) сертификации составляет не более 15 календарных дней после ее получения.
По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.
При положительном решении заявителю направляется решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации.
Если принимается отрицательное решение, то орган по сертификации аргументировано в письменной форме сообщает о невозможности проведения сертификации.
Причиной отказа в рассмотрении заявки может являться отсутствие необходимых документов и разрешений на использование сооружений, несоответствие объекта сертификации заявленным требованиям, а также иные основания.
После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации направляет заявителю перечень необходимых сведений и документов, которые должны быть представлены заявителем в установленные сроки.
Орган по сертификации формирует комиссию по сертификации для проведения анализа документов и обследования «на месте» и назначает ее председателя.
Комиссия может состоять из эксперта по сертификации и, при необходимости, привлеченных технических специалистов.
Персональный состав комиссии доводится до сведения заявителя, который может потребовать замену конкретного члена комиссии по мотивированным соображениям.
Анализ документов проводят для определения соответствия этих документов требованиям Системы и формирования плана проверки «на месте».
Результаты анализа оформляются заключением, в котором наряду с выявленными замечаниями должен содержаться вывод о возможности или нецелесообразности проведения проверки сооружения (помещения, площадки) «на месте».
Заявитель при получении отрицательного заключения должен устранить отмеченные в заключении несоответствия и направить в орган по сертификации доработанные документы для возобновления работ.
Подготовка к проверке (обследованию) «на месте» включает предварительное взаимодействие председателя комиссии с заявителем и разработку плана проверки.
План проверки, утвержденный руководителем органа по сертификации, доводится до сведения заявителя до начала обследования «на месте».
Проведение обследования (проверки) «на месте» включает следующие работы:
- предварительное совещание;
- проверка соответствия объекта проектной документации;
- проверка соблюдения требований, установленных в Системе, «на месте»;
- проверка наличия паспортов, сертификатов соответствия и другой документации на оборудование и спортивный инвентарь, используемую на объекте, и услуги;
- подготовка акта по результатам проверки, проведение заключительного совещания, утверждение и рассылка акта.
Предварительное совещание проводят под руководством председателя комиссии с участием членов комиссии и представителей заявителя. Целью предварительного совещания является обсуждение вопросов предстоящей проверки и взаимодействия комиссии с представителями заявителя.
Объекты проверки и перечень проверяемых элементов и требований определяются комиссией в соответствии с планом проверки и согласовываются с заявителем.
Комиссия собирает, изучает и проверяет данные, касающиеся объектов проверки.
Для проверки соответствия объекта спорта используются следующие методы:
- аналитический - анализ содержания документации: паспортов спортивного сооружения, актов приема объектов спорта в эксплуатацию, актов технических осмотров и освидетельствований на объекте спорта, результаты экспертных оценок; акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за безопасностью объектов спорта (услуг) и общественных объединений потребителей, документов внутреннего контроля за объектом спорта и оборудованием (акты (протоколы) технического освидетельствования), сертификатов и другой документации. Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля);
- визуальный - осмотр объекта спорта, оборудования, инвентаря, тренажеров, снаряжения и т.д.;
- инструментальный контроль - измерение микроклимата, освещения, технического состояния спортивного оборудования, инвентаря, тренажеров, снаряжения и т.д.;
- экспертный - опрос персонала объекта спорта о состоянии спортивного сооружения и оборудования и оценка результатов опроса;
- социологическое исследование - проведение опроса или интервьюирование потребителей услуг и оценка результатов опроса.
Решением председателя комиссии, при наличии достаточной информации о состоянии объекта спорта, некоторые методы испытаний могут быть исключены и ли заменены. Аналитический метод применяется в обязательном порядке.
В ходе проверки все обнаруженные отклонения объектов проверки от требований нормативных документов должны быть тщательно рассмотрены, зарегистрированы и доведены до заявителя для разработки корректирующих мероприятий по их устранению. Подготовленный заявителем план корректирующих мероприятий рассматривается Органом по сертификации и после обсуждения с заявителем согласовывается.
Если заявителем не представлен в орган по сертификации план корректирующих мероприятий, процесс сертификации прекращается.
Заключительное совещание проводят под руководством председателя комиссии с целью представления выводов и заключений по проверке (обследованию).
Разногласия по выводам и заключениям между комиссией и заявителем должны по возможности быть разрешены до заключительного совещания. Если согласие не достигнуто, оба мнения протоколируются. Заявитель при этом вправе обратиться к руководству органа по сертификации или в Апелляционный комитет.
Комиссия, руководство органа по сертификации и заявитель не должны раскрывать содержание документов и другой информации, полученной во время проверки (обследования), а также актов по результатам проверки любой другой стороне без согласия сторон.
Орган по сертификации рассматривает результаты проверки (обследования) и организует контроль за выполнением заявителем корректирующих мероприятий.
Контроль выполнения корректирующих действий по установленным несоответствиям орган по сертификации планирует и осуществляет после получения письменного отчета проверяемой организации об устранении несоответствий. Выполнение корректирующих мероприятий контролируется при посещении объекта проверки экспертами органа по сертификации или без него (по решению органа по сертификации).
Решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия принимает руководство органа по сертификации на основании рассмотрения акта по результатам проверки и результатов выполнения плана корректирующих мероприятий. Решение доводится до сведения заявителя.
При положительном решении орган по сертификации оформляет сертификат соответствия.
Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, но не более 3 лет. Орган по сертификации вправе установить меньший срок действия сертификата соответствия, исходя из имеющейся у него информации.